Вопрос задал Денис:
После возвращения Севастополя и переходе в ряды ВС РФ встал вопрос о жилье.
Все кругом, в т.ч. начальство, стоят на очереди, поэтому вопросы ВОЕННОЙ ИПОТЕКИ волнуют их меньше всего.
Рапорт о регистрации участником НИС согласно ФЗ я написал, но никто не знает, что с ним дальше делать.
Итак, если не сложно, прошу ответить на следующие вопросы:
- Участником НИС может стать ЛЮБОЙ офицер? (а не те, кто выпустился после 2005 года, почему-то здесь бытует такое мнение)
- Наличие жилья в собственности НИКАК не влияет на регистрацию в НИС и получение выплат?
- Какие инстанции должен пройти рапорт офицера отдела одного из управлений Черноморского Флота:
- начальника отдела;
- начальника управления;
- ДАЛЬШЕ кто? Командующий ЧФ или нач. штаба или
- кто-то ещё?
- потом куда его сдавать?
Что делать, если пока рапорт будет бродить по инстанциям, меня переведут?
С уважением, Денис
Ответ эксперта:
1 вопрос.
Категории военнослужащих – участников накопительно-ипотечной системы установлены частью 1 статьи 9 Федерального закона от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» согласно которой таковыми могут быть следующие офицеры:
- лица, окончившие военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования и получившие в связи с этим первое воинское звание офицера начиная с 1 января 2005 года, при этом указанные лица, заключившие первые контракты о прохождении военной службы до 1 января 2005 года, могут стать участниками, изъявив такое желание (пункт 1);
- офицеры, призванные на военную службу из запаса или поступившие в добровольном порядке на военную службу из запаса и заключившие первый контракт о прохождении военной службы начиная с 1 января 2005 года (пункт 2);
- лица, окончившие военные образовательные учреждения профессионального образования в период после 1 января 2005 года до 1 января 2008 года и получившие первое воинское звание офицера в процессе обучения, могут стать участниками, изъявив такое желание (пункт 5);
- лица, получившие первое воинское звание офицера в связи с поступлением на военную службу по контракту на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, начиная с 1 января 2005 года, при этом указанные лица, получившие первое воинское звание офицера до 1 января 2008 года, могут стать участниками, изъявив такое желание (пункт 6);
- военнослужащие, получившие первое воинское звание офицера в связи с назначением на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, начиная с 1 января 2005 года, общая продолжительность военной службы по контракту которых составляет менее трех лет, при этом указанные лица, получившие первое воинское звание офицера до 1 января 2008 года, могут стать участниками, изъявив такое желание (пункт 7);
- военнослужащие, окончившие курсы по подготовке младших офицеров и получившие в связи с этим первое воинское звание офицера начиная с 1 января 2005 года, общая продолжительность военной службы по контракту которых составляет менее трех лет, при этом указанные лица, получившие первое воинское звание офицера до 1 января 2008 года, могут стать участниками, изъявив такое желание (пункт 8).
Если Вы заключали первый контракт о прохождении военной службы с Министерством обороны Российской Федерации, то при определении права на участие в накопительно-ипотечной системе необходимо руководствоваться именно этими положениями Федерального закона.
Если первый контракт о прохождении военной службы Вы заключали с Министерством обороны Украины – то непонятно как определять в соответствии с частями 1 и 2 статьи 9 Федерального закона категорию и дату возникновения оснований для включения в реестр участников накопительно-ипотечной системы, с которой ведется начисление накопительных взносов на именной накопительный счет военнослужащего.
По моему мнению этот вопрос должен быть урегулирован законодательно.
2 вопрос.
На участие в накопительно-ипотечной системе (статья 9 Федерального закона), размер накоплений для жилищного обеспечения (статья 5 Федерального закона), приобретение права на использование накоплений для жилищного обеспечения, учтенных на именном накопительном счете, (статья 10 Федерального закона) и права на получение через три года участия в накопительно-ипотечной системе целевого жилищного займа в целях приобретения жилого помещения, в том числе с привлечением средств ипотечного кредита, (так называемая «Военная ипотека», статья 14 Федерального закона) наличие у военнослужащего и членов его семьи жилого помещения в собственности или по договору социального найма не влияет.
Единственно где это учитывается – при определении права военнослужащего на получение денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения (то есть сверх денежных средств, учтенных на именном накопительном счете военнослужащего) в случае увольнения с военной службы при общей продолжительности военной службы от 10 до 20 лет по «льготным» основаниям:
- по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
- по состоянию здоровья;
- в связи с организационно-штатными мероприятиями;
- по семейным обстоятельствам, предусмотренным законодательством Российской Федерации о воинской обязанности и военной службе,
либо без учета общей продолжительности военной службы при увольнении в связи с признанием не годным к военной службе.
Данные денежные средства могут представляться указанным военнослужащим после увольнения с военной службы, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, за исключением жилых помещений, приобретенных с использованием целевых жилищных займов в соответствии с Федеральным законом (пункт 3 части 1 и часть 2 статьи 4 Федерального закона ).
Размер денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, определяется по формуле: (20 лет минус общая продолжительность военной службы на дату увольнения) умножить на размер накопительного взноса на год увольнения. Например, размер накопительного взноса, на 2014 год - 233,1 тыс. рублей.
3 вопрос.
Порядок подготовки документов в реестр участников накопительно-ипотечной системы в минобороны России установлен разделом IV Порядка реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее – Порядок), утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 28 февраля 2013 г. № 166.
В соответствии с пунктом 14 Порядка комплект документов для включения в реестр участников накопительно-ипотечной системы (утвержденный командиром воинской части список данных для включения военнослужащего в реестр участников накопительно-ипотечной системы по форме, установленной приложением № 1 к Порядку:
- копия рапорта военнослужащего (для военнослужащих, имеющих право на добровольное участие в накопительно-ипотечной системе);
- копия паспорта военнослужащего;
- копия первого контракта военнослужащего (для сержантов, старшин, солдат и матросов - копия второго контракта);
- в случае превышения трехмесячного срока с даты возникновения основания для включения в реестр до даты фактического представления списка командиру воинской части - объяснение ответственного должностного лица воинской части о причинах превышения установленного срока) из воинской части направляется в региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, в котором воинская часть состоит на обеспечении.
Для Черноморского Флота это территориальное отделение ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в Республике Крым (г. Севастополь, ул. Нахимова, д. 13).
независимый эксперт по вопросам
накопительно-ипотечной системы